Наступил месяц сафар – второй месяц мусульманского лунного календаря. И, как обычно, мы хотим рассказать нашим читателям, что произошло в мусульманском мире в этот месяц.
Одним из значений слова «сафар» является «желтеть», «становиться жёлтым», согласно другому мнению слово «сафар» является производным от слова «исфар», что означает «пустота». В доисламский период это был осенний месяц, когда листья желтели, а арабы отправлялись в странствия.
У этого месяца есть и другие названия как «сафар аль-музаффар», «сафар аль-хайр» – «успех», «преуспеяние», «удача». Эти названия были даны в исламский период, дабы избавиться от ложных предрассудков в отношении месяца Сафар, существовавших во времена невежества.
Есть мнение, что оно происходит от арабского слова «сыфр» — ноль, пустота, поскольку в это время дома арабов пустели, и они отправлялись на поиски пропитания. Другой вариант гласит, что это слово происходит от однокоренного арабского слова, обозначающего свист ветра, поскольку этот месяц был ветреным. Отметим также, что у арабов доисламской Аравии месяц сафар считался несчастливым, так что они избегали в это время заключать торговые сделки или вступать в брак. Все подобные предрассудки были отменены с приходом Ислама.
Пророк Всевышнего (мир ему) говорил о подобных предрассудках: «Нет никаких суеверий — (таких как) крики совы и других птиц, звезд, предвещающих дождь, других плохих примет месяца cафар» (Бухари).
Какого-то особого поклонения, которым следует отмечать этот месяц, не существует. В этом месяце, как в остальное время года, верующим следует стремиться к довольству Аллаха, совершая то, что Он повелел нам, и отдаляясь от того, что Он запретил.
Какие же события имели место в этот месяц?
27 число месяца сафар – это ночь хиджры или переселения в Медину нашего Пророка Мухаммада (мир ему). Все мы знаем, какие события предшествовали этому событию. Мусульманская община в Мекке подвергалась преследованиям со стороны язычников-курайшитов в течение долгого времени. С каждым годом притеснения становились все более невыносимыми, и Пророк (мир ему) начал искать безопасное место, где он и его сподвижники могли бы без помех следовать своей религии. Во время одной из ежегодных ярмарок, проводимых в Мекке, он встретился с представителями арабских племен города Ясриб – так тогда называлась Медина. В их городе в течение долгого времени не утихала вражда между жившими там арабскими племенами, и они надеялись, что приход туда нового Пророка сможет примирить враждующие стороны. Посланник Всевышнего (мир ему) отдал распоряжение своим последователям начинать тайное переселение в Ясриб. Чтобы не привлекать внимания своих врагов, они должны были отправляться туда тайно, небольшими группами, почти с пустыми руками.
Через четыре месяца, когда мусульманская община в Медине выросла, переселение должен был совершить сам Пророк (мир ему).
В это время его враги решились на дерзкий поступок – они задумали убить его. Чтобы избежать кровной мести, ночью к нему в дом должны были отправиться семь молодых людей – по одному от каждого знатного рода, и одновременно нанести ему семь ударов мечами. Однако Посланнику Господа (мир ему) было открыто о готовящемся покушении, и в ту же ночь он с верным другом Абу Бакром (да будет доволен им Всевышний) спешно вышел в дорогу и отправился в Медину. Когда заговорщики ворвались к нему в дом, на его кровати под покрывалом они обнаружили его воспитанника Али (да будет доволен им Всевышний). Раздосадованные неудачей, убийцы покинули дом Пророка (мир ему) ни с чем и тут же спешно организовали погоню.
Но, как мы знаем, Мухаммад (мир ему) и Абу Бакр сумели избежать их козней и невредимыми достичь Медины, где их радостно приветствовали единоверцы.
Также 11 числа месяца сафар скончался Ибн Дакик аль-Ид, выдающийся исламский правовед, богослов шафиитской школы. Его полное имя было Тукиуддин Абуль-Фатх Мухаммад ибн Али аль-Куси (1228 – 1302 гг. н.э.). Он происходил из семьи благочестивых родителей – его отец Мадждуддин Абуль-Хасан Али был известным маликитским правоведом, а его мать происходила из семьи богослова аль-Муктараха. Сам Ибн Дакик родился на берегу Красного моря, когда его родители направлялись в Мекку для совершения хаджа. Рассказывают, что, когда его родители обходили Каабу, его отец брал сына на руки и обращался с мольбой ко Всевышнему, чтобы его сын стал ученым и праведным человеком. Как передается, еще юношей Ибн Дакик был, поистине, ненасытен в стремлении к знаниям, проводя дни и ночи за книгами. Передается, что ему очень хотелось найти книгу имама Рафии по шафиитскому праву, и когда он, наконец, нашел ее, то не пожалел за нее тысячи дирхамов. После того, как юноша получил все возможные знания у ученых родного города, он отправился в Каир, который был тогда одним из центров исламского научного мира. В Каире он обучался у таких великих ученых как Иззуддин ибн Абдуссалям и Хафиз аль-Мунзири. Далее он отправился в Аравию, а оттуда в Александрию.
Еще в совсем молодом возрасте Ибн Дакик так преуспел в исламских науках, что его имя стало известным в мусульманском мире. Он был преподавателем религиозных дисциплин в научных центрах Египта, а также занимал должность кади (шариатского судьи) в Египте.
Его современники, а затем и ученые следующих веков признавали за ним уровень муджтахида – а такого уровня удостаивались лишь единицы. Ибн Аль-Имад в книге «Шазаратуль-захаб» передает слова его учителя, Ибн Абдуссаляма, который говорил, что Ибн Дакик был человеком, которым гордился весь Египет. Другой ученый, имам Захаби, автор знаменитого труда «Сияр алям ан-нубаля», где он собрал биографии многих известных ученых, написал про него следующие слова: «Ибн Дакик аль-Ид — верховный судья Египта, выдающийся учёный, шейх и имам, образец для подражания, праведный человек, который был выдающимся знатоком фикха двух мазхабов, специалистом в науке хадиса». Этот великий ученый скончался в 1302 году, в возрасте 74 лет.
Посетителей онлайн – 31:
пользователей – 0
гостей – 30
ботов – 1
Максимальное количество посещений было – 2019-07-05:
всего посетителей – 247714:
пользователей – 8
гостей – 247663
ботов – 43