Строительство Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ) в первую пятилетку (1928-1933 гг.)

Во главе строительства партия и правительство поставили коммуниста-хозяйственника, члена ЦИК СССР Александра Петровича Банникова, назначив начальником строительства. Главным инженером был назначен Владимир Петрович Фидлер.

Строительная площадка была определена за северной окраиной Свердловска. Для строительства завода и соцгородка был выделен участок земли в 1748,80 га неподалёку от железнодорожного узла ст. Свердловск-1. Вблизи источников водоснабжения – озера Шувакиш и Верх-Исетского пруда. Предполагалось протянуть водопровод для населения и технических нужд завода. Решающую роль в выборе места для строительства завода сыграло еще одно обстоятельство – значительные залежи торфа на расстоянии всего 25 км. Торф предполагалось использовать как топливо для заводской ТЭЦ, а также как сырье для получения газа на газогенераторной станции.

15 июля 1928 г. был заложен первый камень цеха металлических конструкций. Всё строилось одновременно: завод, соцгород, дороги, административные здания, школы, магазины, ремесленное училище, хлебозавод, больница, кинотеатр, бани, кварталы жилых домов и стадион. В подготовке площадки для строительства будущего завода трудились всего 300 человек. Рабочие вырубали лес, корчевали пни, в основном работали лесорубы, землекопы, плотники. Все работы велись вручную, с помощью топора, лопат, тачек и конной тяги. В дальнейшем в возведении завода трудились десятки тысяч человек.

Одинокие рабочие жили в бараках, а семейные в землянках, отапливаемых железными печками. В 1930 году для улучшения питания организовали сельскохозяйственную ферму, которая имела сотни голов крупнорогатого скота, свиней, несколько штук тысяч птицы. В этом же году построили шоссейную дорогу в город длиной в 6 км, провели водопровод от озера Шувакиш.

В 1930 году были заложены все основные цеха завода. В этом же году на Уралмашстрое был открыт вечерний филиал Уральского индустриального института, а в 1931 году вечерний машиностроительный техникум. Рабочие и строители завода свою трудовую деятельность совмещали с учёбой в ФЗУ, в техникуме, осваивали новые специальности.

На строительстве будущего завода под руководством партийных работников, руководителей завода и комсомольских вожаков создавались комсомольские бригады. Более половины коллектива Уралмашстроя составляли юноши и девушки. В 1930 году на Уралмашстрое трудились 400 комсомольцев, а уже в 1931 году свыше 3-х тысяч. Партийная организация направляла работу профсоюзной, комсомольской и других массовых организаций.

На строительстве завода рабочие трудились не жалея сил. Развернулось массовое социалистическое соревнование среди бригад и коллективов. Некоторые бригады дневную норму выработки перевыполняли аж на 400 процентов. Труд рабочих не оставался незамеченным. Лучших работников строительства завода награждали Почётными грамотами, премировали деньгами и ценными вещами. Героический труд ударников прославлялся в печати, на собраниях, в приказах по строительству. Люди семьями выходили на субботники.

Большую помощь Уралмашстрою оказали жители г. Свердловска, на стройплощадке ежедневно проводились субботники с участием нескольких тысяч горожан, бойцов Красной Армии, домохозяек. Благодаря героическому труду рабочих, инженерно-технических работников был построен гигант, отец заводов.

15 июля 1933 года Советская страна отмечала выдающуюся победу генеральной линии партии – пуск Уралмашзавода. Завод был построен в необычайно короткий срок – в 5 лет.

Завод осуществляет выпуск продукции для нужд страны: прокатное, агломерационное, кузнечно-прессовое оборудование, экскаваторы, дробилки, мельницы, машины непрерывного литья заготовок, буровые установки. В военные 1941-45 гг. завод выпускал танки Т-34, артиллерийские установки СУ-122, СУ-85, СУ-100, корпуса реактивных снарядов для «Катюш», гаубицы М-30, Д-2, калибра 152 мм.

После войны с 1949 года выпускает шагающие экскаваторы. В 60-е годы освоен выпуск драглайнов со стрелами длиной 90-100 метров. Весь мир был удивлён советским народов, построивший за короткий срок в 5 лет такой мощный завод. В 1950-1980 гг. на заводе только в одну смену (8 часов) трудились 25 000 человек, завод работал в 3 смены.

В.Р. Талипов,

Учащийся медресе при Соборной мечети «Маулид».

Посетителей онлайн – 42:
пользователей – 0
гостей – 40
ботов – 2
Максимальное количество посещений было – 2019-07-05:
всего посетителей – 247714:
пользователей – 8
гостей – 247663
ботов – 43

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты